Основные итоги — 2019

Методика мониторинга

 Мониторинг качества приема 2019 (презентация)

Высшая школа экономики и Яндекс при поддержке Минобрнауки России и Рособрнадзора ежегодно проводят исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы.

Мониторинг проводится с 2010 года и служит важным показателем не только качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самых университетов. Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы.

Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов МОН РФ).

Впервые в истории российского высшего образования на большую половину бюджетных мест зачислены отличники (70+); в свою очередь, на платных местах отличников теперь больше 30%.

Вузов со средним баллом на бюджетных местах 80+ (очень высокое качество) стало 54; вузов с высоким качеством приема (меньше 80 - 70+) – 119. В 2018 году таких вузов было 38 и 120. То есть наблюдается общий рост «зеленой» группы вузов на 11, при этом группа очень высокого качества растет очень быстро – на 42% за год, а вот «просто» высокого качества – ощутимо медленнее. В нее добавилось 22 вуза, при этом выбыло из группы, ухудшив показатели, - 8. Это показывает рост поляризации вузов по качеству, укрепление группы «очень сильных», которые растут за счет перетока к ним сильных абитуриентов из других вузов в том числе на платные места.

В противоположность этому вузы, принявшие в основном «хорошистов» (меньше 70 – 56) сократились до 183 (было 193), а «троечников» - до 41(было 45).

В части платного приема группа вузов 80+ увеличилась с 3 до 5. Наряду с Физтехом, МГИМО и ВШЭ (Москва) очень высокое качество платного приема продемонстрировали СПбГУ и Питерская Вышка. Еще 30 вузов в этом году показали результат от 70 баллов до 80-ти. В 2018 таких было 28. Улучшилось положение и в следующих группах. В 2019 году число вузов, принявших на платные места в основном «хорошистов», выросло до 256 по сравнению с 234 в 2018 году. «Красная зона» (меньше 56 баллов) сократилась с 121 до 103 вузов.

2019-2018: свежий набор и короткие тренды

Лидеры: в основном сохраняется стабильность

В топ-25 государственных вузов по качеству бюджетного приема (численность приема – более 100 чел.) вошли 15 московских вузов, 6 петербургских, два из Нижегородской области и по одному из Новосибирской области и Пермского края. 4 вуза в топовой группе – филиалы: все три филиала НИУ ВШЭ и один филиал РАНХиГС. Одиннадцать вузов этой группы имеют средний балл бюджетного приема выше 90 (в 2018 г. таких вузов было 7), среди них есть вузы с большим набором (от 1 до 3 тыс. чел.): МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, Университет ИТМО.

Бюджетный прием – 2019: средние баллы ЕГЭ по вузам

Причины стабильности группы лидеров можно понять – абитуриенты ориентируются на устойчивую репутацию и не склонны рисковать. Вместе с тем, нельзя не отметить упорного движения вверх трех технических вузов – МИФИ, ИТМО и МИСИС. Возможно, участие этих университетов в программе «5-100» способствовало их креативному ребрендингу, обращающему на себя внимание сильных абитуриентов.

Лидеры качества платного приема практически совпадают с лидерами бюджетного. Все сильнейшие вузы в платном приеме имеют средний балл выше 70, а шесть вузов – выше 80: МФТИ (88,6), НИУ ВШЭ (83,8), МГИМО (83,6), СПбГУ (80,7) и филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (80,6). Понятно, что при такой плотности баллов говорить о «местах в рейтинге» можно лишь условно.

Платный прием – 2019: средние баллы ЕГЭ по вузам

Отметим крепкую позицию совсем молодого университета – Иннополис. Его пример показывает, что задача привлечения очень сильных студентов в вуз без длинной истории и репутации не является нерешаемой.

Пожалуй, наиболее интересным фактом становится растущее число молодых людей, которые выбирают платное обучение в ведущих вузах, имея возможность учиться на бюджетных местах в вузах среднего сегмента по качеству.

Многие абитуриенты, которым не хватило баллов для поступления на бюджетное место в вуз из топ-10, предпочитают поступить на платное место в этом вузе, отказываясь от бюджетных мест в следующих десяти по рейтингу качества приема вузах.

Характерный пример – направление «Математика». Средний балл ЕГЭ на платные места в вузах топ-10 (84,0) практически равен среднему баллу ЕГЭ на бюджетные места (86,0) в вузах, занимающих 11-20 места (в обоих случаях средний балл почти на 5 выше баллов 2018 года). При этом около 750 человек выбирают платное обучение в топ-10 по направлению «Математика» (в среднем 280,0 тысяч рублей в год – на 40 тыс. ниже прошлогодней средней). Похожие тенденции наблюдаются по «Физике», «Юриспруденции», «Химии», «Социологии».

Таким образом, можно утверждать, что в России начал работать эффект репутации. Разница в зарплатной премии между выпускниками наиболее селективных вузов и вузов «неразборчивых» становится заметной не только специалистам, но и населению. Поэтому значительная часть абитуриентов делает инвестицию, выбирая платные места в высокоселективных вузах.

Направления подготовки: складываются пять устойчивых типов (групп) по структуре и качеству приема

По результатам мониторинга выделяются 5 групп направлений подготовки с разными структурами приема:

  • Группа 1. Много бюджетных и платных мест, на все места высокий спрос с хорошим качеством.

Пример – направление «Здравоохранение»: в 2019 г. зачислено на бюджетные места 26,9 тыс. чел. со средним баллом 75,5 и на платные места – 22,2 тыс. чел. со средним баллом 62,9.

Высокое качество абитуриентов по этим направлениям позволяет модернизировать учебный процесс, добиваться высоких результатов на выходе.

  • Группа 2. Сравнительно мало бюджетных и мало платных мест, качество приема среднее или низкое.

Например, направления «Вооружение» «Морская техника», «Металлургия».

По направлению «Металлургия» общее – невысокое – качество набора не изменилось по сравнению с 2018 годом (средний балл бюджетного набора составил 56,9 в 2018 и 56,4 в 2019 г.), однако лидерам в области подготовки кадров для металлургии удается привлекать сильных абитуриентов. Так, МИСиС в 2019 г. набрал на бюджетные места 40 чел. (чуть выше средней численности для данного направления) с баллом 81,6 (против 76,1 в 2018 г.). Санкт-Петербургский горный университет – 29 чел. с баллом 85,7. При этом университету МИСиС удалось добиться стабильно хорошего качества и на платном наборе: 61 балл в 2018 г. и 2019 г. при наборе порядка 100 чел. – это на 10-15 баллов выше среднего качества платного приема на это направление по стране.

Такие небольшие по набору направления в основном ориентированы на крупные традиционные предприятия. Возможно, имеет смысл их укрупнять и связывать с реальным сектором.

  • Группа 3. Очень много бюджетных мест и почти нет платного приема. В целом низкое качество приема и по бюджетным, и по платным местам.

Примеры: «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства», технологические направления. Большой разрыв (10 баллов) между бюджетным и платным приемом, что с учетом малого числа поступающих на платные места означает очень слабую подготовку платников на входе в вуз.

Ситуация большого числа бюджетных мест и невысокого качества приема ставит вопрос о возможной внутренней дифференциации с тем, чтобы хотя бы в нескольких вузах подготовка по этим направлениям велась на конкурентоспособном уровне.

  • Группа 4. Противоположная ситуация. Мало бюджетных мест и много платных мест с высоким качеством приема.

Например, направления «Востоковедение», «Лингвистика», «Реклама и связи с общественностью». На направлении «Востоковедение и африканистика» практически не осталось вузов, принимающих на бюджетные места «троечников» с баллами ниже 56.

Здесь, как и в группе 3, деформирован рынок, но в обратную сторону: предложение бюджетных мест искусственно ограничено по сравнению с реальным спросом на них.

Доминирование платных мест на этих направлениях приводит фактически к социальному барьеру для получения соответствующих профессий для детей из среднего класса и малообеспеченных семей.

  • Группа 5: Массовые направления, платный набор существенно превышает бюджетный, большой разрыв качества между бюджетным и платным приемом.

Сюда относятся такие направления, как «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». Эти же направления чаще всего предлагаются и негосударственными вузами.

Платный прием на этих направлениях по масштабу больше бюджетного в 3-4 раза. Разрыв в качества набора – 15-20 баллов. По сравнению с 2018 годом в этой группе несколько сократился платный набор на «Юриспруденцию» и «Экономику» (почти на 4 тыс. чел. меньше поступили на платные места на «Экономику» и на 2,7 тыс. меньше – на «Юриспруденцию»).

Из анализа динамики по этим пяти группам напрашиваются меры оптимизации системы выделения так называемых контрольных цифр приема. Очевидно, нельзя игнорировать качество абитуриентов, приходящих на разные специальности. Сегодня оно никак не учитывается при распределении бюджетных мест.

Направления подготовки – продолжается «размазывание» бюджетных мест

В 89,2% вузов есть направления (хотя бы одна УГН), на которых количество бюджетных мест не превышает 25. В общей сложности таких направлений (укрупненных групп) - 51,4% по всем вузам.

Так, например, по направлению Юриспруденция 89 из 137 вузов, получивших госзадание, получили в 2019 г. меньше 25 бюджетных мест (в 2018 году таких было 127 из 172, то есть картина постепенно меняется). Из них 10 набрали меньше 25 платных студентов.

Если можно предположить, что такая ситуация касается только специальностей высокого спроса (экономика, право и менеджмент), то это совсем не так. В укрупненной группе направлений «Химическая и биотехнологии» из 101 вуза, получивших контрольные цифры в 2019 г., 38 вузов набрали на бюджет менее 25 студентов (то есть меньше одной учебной группы).

Напомним, что уже 5 лет, как штатный состав преподавателей вузов оптимизирован под соотношение «преподаватель-студент», не меньшее, чем 1 к 12. То есть на группу из 25 студентов вузу оплачиваются ДВЕ преподавательские ставки, при том, что среднее число изучаемых в год предметов – 8. Для того, чтобы в таких условиях поднять качество высшего профессионального образования, необходимо вводить ограничение. По группам направлений, где бюджетный прием превосходит 5 тысяч человек, минимальный размер контрольных цифр приема по направлению должен быть не ниже 50, а по всем остальным – не ниже 25 мест. Вуз, который получает такое государственное задание, по крайней мере имеет финансовую возможность собрать коллектив преподавателей, включающий специалистов по всем основным предметам образовательной программы.

В разрезе направлений подготовки наблюдается несоответствие выделяемых контрольных цифр потенциалу университетов. С одной стороны, есть ведущие вузы, которым выделяют очень ограниченные объемы бюджетных мест под те направления, где вуз имеет международно признанную репутацию и обеспечивает очень высокое качество подготовки. При этом бюджетные места (иногда в большем количестве) выделяются в этом же или соседнем регионе вузам, не имеющим коллективов такого качества.

С другой стороны, есть и обратная ситуация (но надо отметить, что в 2019 эта тенденция менее выражена) – заведомо непрофильный вуз получает бюджетные места, под которые ему сложно собрать сильный преподавательский коллектив. В результате они занимают последние места по качеству приема в своих регионах, зачисляя на бюджетные места тех, кто не попал даже на платное обучение в ведущих вузах.

Так, в Москве бюджетные места по «Экономике» в 2019 году получили Московский государственный гуманитарно-экономический университет (20 мест, средний балл 74,6), Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (10 мест, средний балл 77,9) – при том, что средний балл по экономике в Москве превышает 85, а в вузах-лидерах 80+ – это средний балл платного (!) приема на экономику.

Возможным решением такой ситуации может быть более пристальное внимание к предпочтениям абитуриентов при выделении контрольных цифр приема.

Преодолена тенденция роста доли платного приема

Соотношение численности бюджетных и платных студентов в головных государственных вузах в 2019 г. сохранилось на уровне прошлого года: платники занимают 38% мест на первом курсе (в 2018 г. – 39%). На бюджетные места в 2019 году зачислено 296 тыс. чел. (плюс 5 тыс. чел. по сравнению с 2018 г.), на платные – 196 тыс. чел. (в 2018 г. на 4 тыс. больше).

Видно падение спроса на технические и социально-экономические направления – они перегружены предложением государства и, соответственно, спросом семей по сравнению с реальным рынком труда (однако похоже, что спад заканчивается). Наблюдается устойчивый рост гуманитариев исключительно за счет платного спроса; гармоничный рост медиков и с 2015 – математиков и информатиков. Педагоги колеблются по госзаданию, но устойчиво растут по платному приему.

В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение, что основной причиной снижения масштабов платного приема на очные программы является сокращения общего числа выпускников полной средней школы и существенное увеличение числа выпускников девятых классов, уходящих в систему среднего профессионального образования.

Перспективные профессии «новой экономики»: спрос растет

Результаты исследования демонстрируют, что всё более заметный вес в платном наборе приобретают направления, ассоциируемые с современными перспективными профессиями: цифровыми технологиями (в т.ч. гуманитарными), креативной индустрией, а также поддержкой благополучия и развития «мягких навыков». Такой вывод можно сделать, анализируя прирост среднего балла и спрос (численность поступивших) на платные места, – иными словами, популярность направления среди будущих студентов.

Традиционные лидеры платного приема – государственное и муниципальное управление, юриспруденция, менеджмент, экономика – постепенно теряют позиции, уступая в качестве перспективным профессиональным направлениям. Этот тренд начали улавливать семьи, но еще не уловили (либо не успели развернуться к нему) частные вузы, предлагающие в основном подготовку по социально-экономическому профилю. Такую смену тренда можно объяснить и запоздалым «прозрением» семей, обнаруживших риски трудоустройства по ранее популярным направлениям, и накопленным эффектом профессиональной ориентации и популяризации новых профессий.