Методика

Источник информации:

  1. Перечень направлений подготовки и контрольные цифры приема;
  2. Перечень вступительных испытаний на каждое направление подготовки;
    Необходим для расчета среднего балла ЕГЭ (сумма баллов по всем засчитываемым предметам, деленная на количество испытаний). Помимо вступительных испытаний, засчитываемых в формате результатов ЕГЭ, требовалось собрать информацию о том, есть ли на данное направление подготовки дополнительное (творческое) испытание и, если да, по какой шкале оно оценивается.
  3. Приказы о зачислении на 1-й курс бакалавриата или специалитета (очная форма обучения, полный срок обучения);
    Приказы содержат поименный список зачисленных, то есть оказываются источником данных о численности зачисленных на каждое направление подготовки, основание для зачисления и сумму баллов ЕГЭ по засчитываемым предметам для каждого абитуриента.
  4. Приказы об отчислении (в случае их размещения на сайте вуза);
  5. Конкурсные списки поступающих;
    Конкурсные списки использовались в 2015 году (в случае их доступности на сайте после 4 августа 2015) для вычитания баллов за индивидуальные достижения  (И.Д.) из суммы конкурсных баллов (в случае, если в приказе была указана только сумма конкурсных баллов).

Какие баллы рассчитаны: показатели качества приема и методика расчета

На основе собранных с сайтов данных для каждого зачисленного рассчитаны:

  1. Средний балл ЕГЭ без вычета баллов за И.Д: сумма конкурсных баллов делались на количество сдаваемых экзаменов.
  2. Средний балл ЕГЭ с вычетом баллом за И.Д. (в случае, если информация о баллах за И.Д. была доступна на сайте).

Средние баллы ЕГЭ рассчитаны для каждого вуза в целом и по всем направлениям подготовки/ укрупненным группам направлений подготовки1 в вузе.

Средние баллы ЕГЭ отдельно рассчитаны для зачисленных по всем видам конкурса: по общему конкурсу, на целевые места, по квоте приема лиц, имеющих особое право, на платные места.

В 2015 году согласно рекомендациям МОН был также рассчитан средний балл ЕГЭ всех зачисленных (по конкурсу + на целевые места + по квоте + без ВИ, где поступившим без ВИ присваивался средний балл=100). Ранжирование вузов проведено именно по этому среднему баллу.

Показана структура бюджетного приема: сколько абитуриентов зачислено без экзаменов; по конкурсу; на целевые места; в рамках квоты приема лиц, имеющих особо право; поступивших из Крыма; поступивших на платные места.

Как рассчитывались средние баллы ЕГЭ (для каждого абитуриента):

Известна только сумма баллов ЕГЭ: сумма баллов ЕГЭ каждого абитуриента делилась на количество предметов ЕГЭ, необходимых для зачисления на данное направление.

Известны баллы по всем предметам ЕГЭ (баллы по отдельным предметам ЕГЭ указаны в приказах о зачислении) : складывались баллы по предметам ЕГЭ, необходимых для зачисления, полученная сумма делилась на количество предметов ЕГЭ.

Если известно, что указанная в приказе сумма баллов – это не баллы ЕГЭ, а баллы, полученный по внутреннему тестированию вуза, такие баллы в расчете не участвовали.

Если в приказе указаны зачисленные на базе среднего-профессионального образования, их баллы не учитывались в расчетах.

На направление подготовки сдаются дополнительные экзамены / творческие конкурсы:

А) если известны баллы за дополнительные экзамены / творческие конкурсы, то они не учитывались в расчете средних баллов ЕГЭ.

Б) если не известны баллы за дополнительные экзамены / творческие конкурсы и они оцениваются по 100-бальной шкале, то сумма баллов ЕГЭ и баллов за дополнительные испытания делилась на общее количество предметов ЕГЭ и количество дополнительных испытаний.

В) если дополнительные экзамены / творческие конкурсы оценивались не по 100-бальной шкале, средние баллы ЕГЭ не рассчитывались.

Время проведения мониторинга

Информация о перечне направлений подготовки, контрольных цифрах приема, экзаменах, минимальных баллах и стоимости обучения собирается с сайтов вузов ежегодно в июле. Приказы о зачислении и отчислении скачиваются с сайтов с 1 до 31 августа.
В 2014 году мониторинг проводился с 1 по 15 октября.


1Классификация укрупненных групп, которая используется в исследовании, отличается от классификации МОН