Основные итоги — 2023
Преамбула к выпуску 2023 года
Характеристика МКП
Мониторинг качества приема – крупнейшее обследование, реализуемое в России с 2011 года Национальным исследовательским университетом – Высшей школой экономики.
Качество приема показывает уровень знаний и достижений студенческой аудитории, зачисленной на первый курс. Считается, что качество получаемого образования или последующая успешность студента определяется тремя факторами: (а) собственными способностями и усилиями студента; (б) качеством преподавания и (в) качеством образовательной аудитории, в которой проходит обучение.
Университеты, обладающие высокой репутацией, привлекают талантливых и мотивированных студентов; в свою очередь, высокое качество студенческой аудитории вносит решающий вклад в привлекательность вуза (позволяет привлекать лучших преподавателей, формировать устойчивые связи с бизнесом и государственными органами, успешно вести научные исследования).
Качество приема характеризует привлекательность вуза, с одной стороны, и спрос на определенное направление образования, с другой.
Мониторинг качества приема полностью построен на объективных данных (не использует субъективных оценок), что делает его наиболее достоверным индикатором принятия решений абитуриентами и источником данных для образовательной политики государства и университетов. Материалы МКП широко используются аналитиками и исследователями высшего образования.
Данные МКП включают средние баллы ЕГЭ (качество приема), отдельно на бюджетные и на платные места, число зачисленных по этим категориям, количество зачисленных без вступительных испытаний победителей и призеров предметных олимпиад и среднюю стоимость обучения на соответствующих образовательных программах. Эти данные позволяют абитуриенту следующего года принимать обоснованное решение, в какие вузы и на какие направления ему стоит подавать документы.
Ключевым показателем МКП является качество совокупного приема по укрупненному направлению – по бюджетному и платному набору вместе. Такой показатель позволяет оценить качество «среднего» представителя аудитории, в которой окажется студент. Ведь обучаются студенты совместно, в одних аудиториях, с одними преподавателями. Выпускник, платит ли за него государство, его семья или он использует образовательный кредит, получит один и тот же диплом. Другими словами, работодатели будут оценивать качество подготовки по всем выпускникам вуза без исключения.
Показатель качества приема рассчитывается как средняя сумма набранных зачисленными студентами баллов ЕГЭ, деленная на число экзаменов. Для обеспечения сопоставимости результатов не учитываются дополнительные баллы, поскольку каждый вуз присваивает их по собственным правилам. Таким образом, максимальное число баллов может быть 100. Зачисленные без вступительных испытаний победители и призеры олимпиад школьников засчитываются как получившие 100 баллов.
МКП не включает творческие образовательные направления (вузы культуры) и вузы силовых ведомств, где конкурс баллов ЕГЭ не является решающим (или достаточным) для зачисления.
Специфический метод получения данных МКП – наблюдение интернет-сайтов российских вузов, в первую очередь – материалов приемных комиссий (конкурсные списки, приказы о зачислении). Согласно Закону об образовании, вузы обязаны обеспечивать прозрачность условий и хода конкурсного отбора, позволяя абитуриентам следить за конкурсными списками и убедиться, что зачисленные по общему конкурсу имеют наиболее высокое число баллов.
МКП, таким образом, показывает еще и прозрачность приема в конкретные университеты. Вузы, не разместившие или не полностью разместившие соответствующую информацию, не включаются в рейтинги качества, строящиеся на основе МКП. В настоящее время таких вузов немного, среди крупных – единицы.
Особенность периода 2021–2023 гг. Крупнейшие изменения ожиданий, образовательных траекторий и кадров высшей школы
Изменение в методологии анализа
Настоящий выпуск МКП измеряет изменения не за два года подряд, как это было раньше, а через два. Задача настоящего выпуска МКП – отразить, как отреагировала российская система высшего образования на изменившиеся условия и новые вызовы, проверить различные гипотезы относительно доступности высшего образования, «быстрых» изменений со стороны спроса на образование по вузам и УГН, регионам. Выпуск преимущественно будет сфокусирован на теме УГН – с этого разреза и начинаются публикации выпусков.
Российский рынок высшего образования, как и российское общество и российская экономика в целом, столкнулись, начиная с весны 2022 года, с новыми сильными вызовами, оказались в качественно новой для себя ситуации. В этом случае «контрольным» периодом выбран не год «переходного» периода, а год, когда условия были принципиально иными.
В предшествующий период система образования уже адаптировалась к резким внешним изменениям – это пандемия коронавируса 2019–2021 гг.
Образование – достаточно инерционная система. Даже изменения образовательных стандартов и программ готовятся несколько лет, а оценить их эффект можно только после 4-5 лет – просто в силу того, что обучение по старым программам все еще продолжается. Летом 2022 года прием проходил по образовательным программам, объявленным осенью 2021 года. Вузы смогли отразить новую реальность в образовательном предложении только применительно к приему 2023 года.
В целом, МКП показывает не только структуру предложения высшего образования - а, в первую очередь, спрос абитуриентов и их родителей, демонстрирует изменения общественного сознания, профессиональных и карьерных установок молодежи. Спрос на образование, в отличие от предложения, не имеет нормативного регулирования и может демонстрировать гораздо более быструю динамику, косвенно показывать главные тренды образовательного рынка.
Факторы и гипотезы – УГН
Разрыв образовательных связей со странами, образовавшими антироссийскую коалицию, привел к резкому сокращению оттока российских абитуриентов в зарубежные вузы. В ряде случаев наблюдается даже стремление российских студентов перевестись из западных вузов в российские. Это оставило на российском рынке высшего образования примерно 10 тысяч абитуриентов в год. Перестройка экономики, обеспечение технологического суверенитета и импортозамещения выдвинули на первый план потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах. Инженеры-конструкторы и технологи стали растущей по доходам группой, в ряде случаев опережая по темпам роста заработной платы ИТ-специалистов (рост спроса на которых начался в 2020 году и оставался не удовлетворенным, замедлившись в 2024 г.). Крупные компании стали гораздо чаще, чем раньше, выдвигать в руководство людей с инженерным образованием. Это должно было сформировать достаточно очевидный сигнал для абитуриентов, в том числе – сильный. Это – одна из гипотез выпуска.
Переориентация внешнеэкономических связей на «глобальный Восток» выдвинула острую потребность в кадрах востоковедов. Это могло перевести данное направление из разряда «нишевого», «элитного» (для бюджетников с высокими баллами) в разряд одного из перспективных и популярных для большего количества абитуриентов, в т.ч. на платную форму обучения. Это – вторая гипотеза.
Третья гипотеза состоит в том, что заметное перенасыщение рынка экономистами, юристами, менеджерами базовой квалификации (плюс ожидания частичного замещения офисных работников искусственным интеллектом в 2025-2030 гг.) должно работать на снижение спроса и предложения в этих секторах на образовательном рынке.
Завершающий ряд гипотез касается спроса на платное образование и доступности его предложения. Предположительно, в целом доступность образования по всем УГН в среднем повысилась – цены росли медленнее, чем рост доходов с учетом инфляции. В другой стороны, повышение финансовой грамотности российских семей, накопление опыта, умение выбирать и развитие образовательного кредита должны были вести к продолжению переключения спроса на селективные образовательные направления.