Основные итоги — 2016

  • Растет популярность педагогических направлений.
  • Естественные науки и инженерия: усиливается дифференциация – рост сильных вузов, падение слабых.
  • Качество приема на инженерные специальности в ведущих вузах практически сравнялось с экономическими и медицинскими.
  • Социально-экономические и гуманитарные направления по-прежнему привлекают наиболее сильных абитуриентов.

Бюджетный прием в российские вузы, участвующие в мониторинге, в 2016 году сократился примерно на 5% и составил 275 тыс. мест.

Год Число вузов Бюджетный прием, чел. Платный прием, чел.
2015 441 288 тыс. 140 тыс.
2016 425 275 тыс. 140 тыс.

Качество бюджетного приема по направлениям подготовки 2016

  Средний балл    Всего зачислено на бюджетные места, чел.   
 
Группа направлений  2016 2015 2016 2015
Теория искусств 85,3 83,9 159 225
Востоковедение и африканистика 85,3 83,1 471 496
Международные отношения 83,4 85,5 1 113 919
Журналистика и литературное творчество 82 79,9 1 382 1 234
Лингвистика и иностранные языки 81,7 79,8 2 889 2 858
Политология 81,2 78,6 765 936
Юриспруденция 80,4 79,1 5 155 6 253
Экономика 79,9 77,5 6 094 7 913
Реклама и связи с общественностью 79,2 78,8 840 879
Дизайн 78,3 76,6 1 551 1 467
Издательское дело 77,5 76,9 149 161
Филология 76,3 74 2 256 2 369
История 75,7 75,2 1 785 1 746
Ядерные физика и технологии 75,7 75 1 067 1 089
Бизнес-информатика 75,5 74,9 1 103 1 668
Государственное и муниципальное управление 74,8 73,1 1 449 1 475
Здравоохранение 74,7 74,7 24 678 24 669
Менеджмент 74,4 72,3 4 944 7 786
Архитектура и строительство 74,3 73 3 637 3 436
Философия 73,8 74,5 596 507
Социология 72,9 71,6 1 852 1 924
Информационная безопасность 72,4 71,8 4 341 4 085
Культурология 72,4 73,7 469 354
Физика 72,2 71,6 4 802 4 971
Математика 71,9 70,3 9 729 9 710
Нефтегазовое дело 71,2 72,2 2 043 2 095
Психология 70 69,6 2 346 2 315
Сфера обслуживания 69,2 68,3 3 072 3 889
Библиотеки и архивы 68,9 67,6 464 478
Химия 68,8 69,8 2 993 2 940
Информатика и вычислительная техника 68,4 66,9 18 388 18 619
Охрана памятников 67,8 69,3 128 116
Авиационная и ракетно-космическая техника 67,6 66 3 884 3 602
Педагогическое образование 67,2 65,7 20 774 21 742
Сестринское дело 66,9 61,6 142 62
Химическая и биотехнологии 66,7 66,3 7 198 7 341
Биология 66,7 65,5 3 502 3 536
Приборостроение и оптотехника 66,6 63,7 3 108 3 454
Автоматика и управление 66,4 64,1 5 561 5 728
Религиеведение и теология 66,4 67,7 359 206
Физическая культура 65,8 61,2 532 915
Социальная работа 65,2 63,9 2 368 2 957
Профессиональное обучение 65,1 62,2 1 142 1 670
География 65 64,9 2 218 2 216
Авиационные системы (эксплуатация) 64,9 64,9 1 468 1 488
Строительство 64,5 63,7 12 199 13 522
Электронная техника, радиотехника и связь 64,5 63,2 8 878 9 011
Энергетика и энергетическое машиностроение 64,3 63,2 10 792 11 616
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование 63,2 60,5 4 937 6 335
Вооружение 62,8 62,5 648 705
Геология 62 61,5 5 374 5 541
Почвоведение 61,8 61,1 281 294
Управление качеством 61,1 59,3 2 546 2 795
Материалы 60,7 59,5 1 736 1 811
Технологические машины и оборудование 60,3 58,1 6 176 7 229
Геодезия и землеустройство 60,3 59,5 2 856 3 252
Полиграфия и упаковка 59,9 59,2 340 320
Экология 59,8 58,7 8 020 8 357
Машиностроение 59,1 57,2 1 799 2 152
Управление водным транспортом 57,6 56,2 1 063 1 009
Пищевые технологии 57,3 57,2 3 262 3 316
Транспортные средства 57,2 57 11 795 12 567
Технологии легкой промышленности 56,7 56,3 771 788
Морская техника 55,1 54,3 1 757 1 747
Металлургия 55 52,8 1 295 1 463
Лесное дело 54,5 53,5 3 140 2 963
Сельское и рыбное хозяйство 54,3 53,7 14 575 15 881

В 2016 году из 68 укрупненных направлений высшего образования среднее качество бюджетного приема выросло более чем на 1,5 балла (по стране это очень значительный рост) по 23, а упало только по 2 (международные отношения и охрана памятников). Первая группа – это значительная часть инженерных и технологических направлений и информатики. Среди них Авиационная и ракетно-космическая техника, Автоматика и управление, Информатика и вычислительная техника, Металлургия, Технологические машины и оборудование, Управление качеством, а также Математика.

Вторая группа «прибавивших» - это практически все педагогические направления, а также Сестринское дело и Физическая культура

Третья группа – социально-экономические науки. Выросли Экономика, Менеджмент Государственное и муниципальное управление, Политология Четвертая группа – гуманитарные и «коммуникационные» дисциплины: Дизайн, Лингвистика и иностранные языки, Филология, Журналистика

Вузами-лидерами по качеству бюджетного приема (с набором свыше 300 чел.) в этом году стали МГИМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ, МИФИ, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Университет ИТМО, РАНХиГС, МГЛУ.

В топ-25 вузов качество бюджетного приема выросло. Самый значительный рост показали Университет ИТМО, Московский лингвистический университет, НИУ ВШЭ-Москва. Если в 2015 году в стране было всего 2 вуза со средним показателем 90 баллов и выше, то сегодня группа 90+ выросла вдвое: в нее вошли НИУ ВШЭ и Санкт-Петербургский государственный университет.

Топ-25 по качеству бюджетного приема

    Средний балл ЕГЭ  Зачислено, чел.
    2016 2015 Рост / падение 2015-2016  2016 2015
1 Московский гос. ин-т международных отношений 95,4 94,7 0,7 460 436
2 Московский физико-технический ин-т 93,8 93,8 0 910 890
3 Национальный исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва 92,2 89,3 2,9 1963 2448
4 Санкт-Петербургский гос. ун-т 90 88,1 1,9 2003 2340
5 Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова 87,8 87,1 0,7 3678 3848
6 Национальный исслед. ядерный ун-т "МИФИ", г. Москва 87,8 86,3 1,5 542 475
7 Национальный исслед. ун-т "Высшая школа экономики", филиал, г. Санкт-Петербург 87,1 84,6 2,5 500 529
8 Университет ИТМО 86,9 82,7 4,2 1174 1122
9 Российская ак. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, г. Москва 85,8 85,6 0,2 613 611
10 Московский гос. лингвистический ун-т 84,7 80,2 4,5 804 763
11 Московский гос. юридический ун-т им. О.Е. Кутафина 83,5 82,6 0,9 692 576
12 Российская таможенная академия, г. Люберцы 83,1 80,4 2,7 374 360
13 Новосибирский национальный исслед. гос. ун-т 82,7 82 0,7 965 943
14 Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова, г. Москва 82,6 82,3 0,3 878 866
15 Первый гос. московский медицинский ун-т им. И.М. Сеченова 82,5 81,8 0,7 1367 1262
16 Финансовый ун-т при Правительстве РФ, г. Москва 82,4 83 -0,6 1298 1034
17 Первый Санкт-Петербургский гос. медицинский ун-т им. И.П. Павлова 82 83,2 -1,2 628 620
18 Российский национальный исслед. медицинский ун-т им. Н.И. Пирогова, г. Москва 81,7 81,2 0,5 1352 1341
19 Национальный исслед. ун-т "Высшая школа экономики", филиал, г. Нижний Новгород 81,5 79,3 2,2 366 367
20 Санкт-Петербургский гос. педиатрический медицинский ун-т 81,4 81 0,4 482 430
21 Национальный исслед. технологический ун-т "МИСиС", г. Москва 80,8 79,4 1,4 889 954
22 Российский гос. гуманитарный ун-т, г. Москва 80,6 79,6 1 534 593
23 Северо-Западный гос. медицинский ун-т им. И.И.Мечникова, г. Санкт-Петербург 80,5 79,2 1,3 511 513
24 Кубанский гос. медицинский ун-т, г. Краснодар  79,5 77,9 1,6 422 427
25 Казанский гос. медицинский ун-т 79 78,9 0,1 441 446

Бюджетный набор: структура по качеству приема отражает позитивные изменения

Группы вузов по среднему баллу 2016 % 2015 % 2016,  ед.  2015, ед.
вузов с баллами >80 7,50% 6,80% 32 30
вузов с баллами от 70 до 80 24,20% 22,70% 103 100
вузов с баллами от 56 до 70 52,20% 53,50% 222 236
вузов с баллами <56 16,00% 17,00% 68 75
всего вузов 100,00% 100,00% 425 441

Вузы с самым слабым бюджетным приемом (набор свыше 300 чел.), 2016

  Средний балл ЕГЭ   Зачислено, чел. 
  2016 2015 Рост / падение 2015-2016  2016 2015
Иркутский гос. ун-т путей сообщения 55,9 56 -0,1 806 782
Уральский гос. аграрный ун-т, г. Екатеринбург 55,9 57,1 -1,2 326 284
Омский гос. ун-т путей сообщения 55,7 57 -1,3 597 676
Ивановский гос. политехнический ун-т 55,5 53,4 2,1 324 411
Волгоградский гос. аграрный ун-т 55,3 54,7 0,6 646 789
Уральский гос. лесотехнический ун-т, г. Екатеринбург 55 52,2 2,8 533 502
Морской гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского 54,9 54,9 0 580 606
Самарский гос. ун-т путей сообщения 54,8 54,6 0,2 669 592
Нижегородская гос. сельскохозяйственная академия 54,7 54,1 0,6 436 424
Рязанский гос. агротехнологический ун-т  54,7 53,2 1,5 431 396
Брянская гос. инженерно-технологическая академия 54,3 55,7 -1,4 304 273
Вятская гос. сельскохозяйственная академия, г. Киров 54,2 55,2 -1 342 382
Башкирский гос. аграрный ун-т, г. Уфа 54 54,8 -0,8 680 794
Пермская гос. сельскохозяйственная академия  54 53,6 0,4 670 618
Братский гос. ун-т 54 50,1 3,9 366 460
Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У.Д. Алиева 53,9 50,5 3,4 422 411
Белгородский гос. аграрный ун-т им. В.Я. Горина 53,9 56,8 -2,9 416 448
Ижевская гос. сельскохозяйственная академия 53,2 54,1 -0,9 472 419
Новосибирская гос. академия водного транспорта 53 53,8 -0,8 505 523
Дагестанский гос. технический ун-т, г. Махачкала 53 53,2 -0,2 380 614
Дагестанский гос. ин-т народного хозяйства, г. Махачкала 52,9 55,5 -2,6 505 501
Южно-Уральский гос. аграрный ун-т, г. Троицк 52,7 54,5 -1,8 701 760
Гос. аграрный ун-т Северного Зауралья, г. Тюмень 52,4 52,7 -0,3 449 480
Московский гос. ун-т леса, г. Мытищи 52,3 53,3 -1 594 756
Костромская гос. сельскохозяйственная академия 52,2 52,3 -0,1 333 385
Рыбинский гос. авиационный технический ун-т  52 54,5 -2,5 357 333
Северо-Кавказский горно-металлургический ин-т  51,9 51,4 0,5 590 667
Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и управления 51,6 49,3 2,3 561 663
Алтайский гос. аграрный ун-т, г. Барнаул 51,6 51,2 0,4 561 433
Дагестанский гос. педагогический ун-т, г. Махачкала 51,5 52,6 -1,1 738 476
Волжская гос. академия водного транспорта 51,4 53,2 -1,8 460 504
Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н.И. Вавилова 51 49,9 1,1 735 732
Омский гос. аграрный ун-т 50,5 49,3 1,2 670 877
Майкопский гос. технологический ун-т 50,3 56,5 -6,2 399 422
Красноярский гос. аграрный ун-т 50,1 51,7 -1,6 644 579
Мичуринский гос. аграрный ун-т 49,8 49,9 -0,1 420 422
Дальневосточный гос. тех. рыбохозяйственный ун-т 49,8 45,5 4,3 370 460
Кабардино-Балкарский гос. аграрный ун-т  49,5 47 2,5 429 555
Иркутская гос. сельскохозяйственная академия 49,1 48,4 0,7 347 347
Чувашская гос. сельскохозяйственная академия 48,9 50,9 -2 328 317
Дальневосточный гос. аграрный ун-т 48 48,4 -0,4 419 466
Бурятская гос. сельскохозяйственная академия  47,7 49,4 -1,7 430 449
Чеченский гос. ун-т 47 47,1 -0,1 1836 1690
Приморская гос. сельскохозяйственная академия 45,7 45,3 0,4 335 339
Горский гос. аграрный ун-т, г. Владикавказ 45,3 45,9 -0,6 370 448
Грозненский гос. нефтяной технический ун-т  42,1 41,6 0,5 784 806

Что касается направлений подготовки, то по большинству складывается четкий тренд (1): у вузов-лидеров средний балл растет, а аутсайдеров падает, то есть между ними увеличивается разрыв. Такая динамика («слабые вузы опускаются еще ниже — сильные растут») наблюдается по большинству инженерных и технологических направлений (автоматика и управление; архитектура и строительство; геодезия; информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; материаловедение; машиностроение; приборостроение и оптотехника; технологические машины и оборудование; транспортные средства; экология; электронная техника и радиотехника; энергетика и энергетическое машиностроение), а также естественнонаучных направлений классических университетов (биология, география, математика, физика, химия).

Это отражает сочетание двух факторов: осознаваемый в обществе рост востребованности инженеров и специалистов в области естественных наук – и опережающий потребность рост бюджетных мест на эти специальности. В результате сильные абитуриенты выбирают вузы, которые могут обеспечить им наиболее качественное образование (в том числе даже на платных местах). А избыточные бюджетные места в вузах с меньшей репутацией занимают школьные троечники.

В противоположность этому, направления, где бюджетный прием стабилизирован или даже снижается относительно потребности (на таких социально-экономических, гуманитарных направлениях и в здравоохранении) демонстрируют неизменный или повышающийся средний балл по всему спектру качества вузов. Как правило, именно на этих направлениях вузы имеют самый значительный платный прием, поглощающий спрос абитуриентов с низким и средним уровнем ЕГЭ.

Самые серьезные изменения произошли в структуре набора на педагогические специальности: по сравнению в 2015 г., здесь существенно выросла доля абитуриентов, зачисленных с баллами выше 70. Если в 2015 г. таких было 36% (среди 20 тыс. человек, принятых на бюджетные места), то в 2016 г. их уже 46%; доля же слабых студентов с баллами ниже 56 зеркально сократилась: с 19% в 2015 г. до 15% в 2016 г. Аналогичная картина по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию: в 2015 г. доля зачисленных с баллами выше 70 составляла 18,7, а в 2016 г. – 24,3; доля зачисленных с баллами ниже 56 в 2015 г. достигала третьей части всего набора – 33,5% и сократилась в 2016 г. до 25,8%.

Положение в группе

Важную роль играет положение вуза в группах по направлениям подготовки. Ведь большинство студентов выбирает определенное направление, и уже в его рамках выбирает вуз. В этом отношении группа лидеров сохраняется в основном такой же, как и в общем рейтинге. МГИМО и МФТИ входят в тройку лидеров абсолютно по всем направлениям, на которые они вели набор. НИУ ВШЭ имеет только одно направление, где он занял 4 место.

А лидерами по числу направлений подготовки, где они занимают 1-3 места, в 2016 году – стали: СПбГУ (лидирует по 28 направлениям), МГУ (по 18 направлениям), НИУ ВШЭ (по 22 направлениям), МГИМО и Университет ИТМО (каждый лидирует по 10 направлениям).

Вузы-лидеры по направлениям подготовки (бюджетный прием), 2016

    1-е место 2-е место 3-е место Всего 1-3 мест
1.              Санкт-Петербургский гос. ун-т 1. Биология 1.Бизнес-информатика 1. Гос. и муниц. управление 28
2. Здравоохранение 2. География 2. Международные отношения
3. Информатика и вычислительная техника 3. Геология 3. Политология
4. История 4.Журналистика и литературное творчество 4. Реклама и связи с общественностью
5. Культурология 5.Лингвистика и иностранные языки 5. Филология
6. Охрана памятников 6. Материалы  
7. Религиеведение и теология 7. Менеджмент  
8. Социальная работа 8. Почвоведение  
9. Философия 9. Психология  
10. Химия 10. Сфера обслуживания  
  11. Теория искусств  
  12. Экология  
  13. Юриспруденция  
2.              Нац. иссл. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва 1. Бизнес-информатика 1. Культурология 1. Журналистика и литературное творчество 22
2. Востоковедение и африканистика 2. Математика 2. История
3. Гос. и муниц. управление 3. Политология 3. Юриспруденция
4. Дизайн 4. Реклама и связи с общественностью  
5. Информационная безопасность 5. Социология  
6. Лингвистика и иностранные языки 6. Философия  
7. Международные отношения 7. Электронная техника, радиотехника и связь  
8. Менеджмент    
9. Психология    
10. Теория искусств    
11. Филология    
12. Экономика    
3.              Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова 1. География 1. Биология 1. Востоковедение и африканистика 18
2. Геология 2. Здравоохранение 2. Лингвистика и иностр. языки
3. Материалы 3. История 3. Менеджмент
4. Почвоведение   4. Психология
5. Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование   5. Религиеведение и теология
6. Химическая и биотехнологии   6. Теория искусств
    7. Философия
    8. Химия
    9. Экология
4.              Московский гос. институт международных отношений 1. Журналистика и литературное творчество 1. Государственное и муниципальное управление   10
2. Политология 2. Международные отношения
3. Реклама и связи с общественностью 3. Экономика
4. Социология  
5. Сфера обслуживания  
6. Экология  
7. Юриспруденция  
5.              Санкт-Петербургский нац. иссл. ун-т информационных технологий, механики и оптики 1. Авиационная и ракетно-космическая техника 1. Автоматика и управление 1. Информационная безопасность 10
2. Математика 2. Информатика и вычислительная техника 2. Пищевые технологии
3. Профессиональное обучение 3. Приборостроение и оптотехника 3. Ядерные физика и технологии
4. Электронная техника, радиотехника и связь    
6.              Нац. минерально-сырьевой ун-т "Горный", г. Санкт-Петербург 1. Металлургия 1. Геодезия и землеустройство 1. Энергетика и энергетическое машиностроение 7
2. Нефтегазовое дело 2. Машиностроение
3. Строительство 3. Химическая и биотехнологии
7.              Санкт-Петербургский гос. ун-т промышленных технологий и дизайна 1. Дизайн 1. Прикладное искусство (живопись, скульптура) 1. Информатика и вычислительная техника 6
2. Прикладное искусство (оформление) 2. Технологии легкой промышленности 2. Полиграфия и упаковка
8.              Московский гос. технический ун-т им. Н.Э. Баумана 1. Вооружение 1. Авиационная и ракетно-космическая техника   5
2. Транспортные средства 2. Энергетика и энергетическое машиностроение
  3. Ядерные физика и технологии
9.              Московский гос. ун-т печати им. Ивана Федорова 1. Издательское дело 1. Технологические машины и оборудование   5
2. Полиграфия и упаковка
3. Прикладное искусство (живопись, скульптура)
4. Управление качеством
10.            Нац. иссл. технологический ун-т "МИСиС", г. Москва 1. Энергетика и энергетическое машиностроение 1. Металлургия 1. Геология 5
2. Транспортные средства 2. Электронная техника, радиотехника и связь
11.            Нац. иссл. ядерный ун-т "МИФИ", г. Москва 1. Автоматика и управление   1. Материалы 5
2. Приборостроение и оптотехника 2. Физика
3. Ядерные физика и технологии  
12.            Московский физико-технический 1. Физика 1. Информационная безопасность 1. Автоматика и управление 4
институт 2. Математика
13.            Нац. иссл. Томский гос. ун-т   1. Авиационные системы (эксплуатации) 1. Издательское дело 4
2. Прикладное искусство (музыка) 2. Охрана памятников

Результаты реорганизации вузов в 2015-2016 гг.

Из 18 реорганизованных вузов Москвы и Санкт-Петербурга улучшить качество приема удалось обеспечить во всех случаях, за единственным исключением. Этим исключением выступает Московский государственный университет дизайна и технологии, к которому были присоединены два вуза совершенно разнородного профиля («классическая» Академия Маймонида и университет пищевых технологий). В остальных случаях объединялись вузы близкого профиля, и это дало позитивный эффект: вузы смогли укрупнить образовательные программы, выбрать лучших преподавателей. Такой эффект есть и в случае экономического вуза (РЭУ им. Плеханова смог сохранить качество приема при присоединении заведомо более слабого МЭСИ), и в случае Машиностроительного университета и Технологического университета.

* * *

Вузами-лидерами по качеству платного приема в этом году стали МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ. При этом в группе ведущих вузов преобладает тенденция роста качества приема на платное, хотя есть заметные исключения.

Топ-5 по качеству платного приема

  Ср. балл ЕГЭ Зачислено на платные места, чел. Средневзвешенная стоимость по вузу, руб. в год
Московский физико-технический ин-т 83,6 105 200 000
Московский гос. ин-т международных отношений 82,7 742 478 012
Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва 80,9 3085 338 916
Санкт-Петербургский гос. ун-т 79 984 232 126
Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", филиал, СПб 76,2 691 214 544

Топ-5 по количеству зачисленных на платные места

  Ср. балл ЕГЭ Зачислено на платные места, чел. Средневзвешенная стоимость по вузу, руб. в год
Казанский (Приволжский) федеральный ун-т 66,1 3357 87 682
Нац.й исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва 80,9 3085 338 916
Российский ун-т дружбы народов, г. Москва 62,7 2385 228 852
Российская ак. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, г. Москва 65,3 2343 286 322
Московский гос. ун-т путей сообщения 56,4 1952 164 882

Топ-5 по средней стоимости обучения

  Ср. балл ЕГЭ Зачислено на платные места, чел. Средневзвешенная стоимость по вузу, руб. в год
Московский гос. ин-т международных отношений 82,7 742 478 012
Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова 75,9 1606 339 580
Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва 80,9 3085 338 916
Финансовый ун-т при Правительстве РФ, г. Москва 69 1084 316 849
Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва 75,3 355 295 183

При этом подавляющее большинство вузов в этом году отказалось от повышения цен.

В платном приеме можно выделить четыре модели изменений:

  1. Повышение качества приема при сокращении числа поступающих. Среди показательных примеров вузов с такими результатами можно выделить Университет ИТМО (балл повысился с 64,0 до 74,2 баллов, контингент сократился на 44%), МГМУ им. Сеченова (балл повысился с 68,2 до 70,2 баллов, контингент сократился вдвое), НИЯУ МИФИ (балл повысился с 76 до 77,4, контингент сократился на 77%), и др.
  2. Повышение качества приема при сохранении или увеличении числа поступающих. Такая модель у МГПУ (балл повысился с 65,4 до 68,2, контингент увеличился на 55%), Томского политехнического (балл повысился с 62,8 до 65,5, контингент вырос на 25%, НИУ ВШЭ – балл вырос на 2, прием на 50%).
  3. Снижение качества приема при увеличении числа поступающих. Примеры такой модели: РАНХиГС (число поступающих выросло на 48%, балл упал с 68,6 до 65,3), Московский гос. юридический ун-т им. О.Е. Кутафина (число поступающих выросло на 58%, балл упал с 70,2 до 67,2), Оренбургский гос. медицинский ун-т (число поступающих выросло на 44%, балл упал 57,5 до 54,1).
  4. Снижение качества приема при сокращении набора. Таких вузов немного, в качестве примера можно привести Уральский университет путей сообщения (сокращение приема на 15% и снижение балла с 58,1 до 52,9).