Основные итоги — 2016
- Растет популярность педагогических направлений.
- Естественные науки и инженерия: усиливается дифференциация – рост сильных вузов, падение слабых.
- Качество приема на инженерные специальности в ведущих вузах практически сравнялось с экономическими и медицинскими.
- Социально-экономические и гуманитарные направления по-прежнему привлекают наиболее сильных абитуриентов.
Бюджетный прием в российские вузы, участвующие в мониторинге, в 2016 году сократился примерно на 5% и составил 275 тыс. мест.
Год | Число вузов | Бюджетный прием, чел. | Платный прием, чел. |
2015 | 441 | 288 тыс. | 140 тыс. |
2016 | 425 | 275 тыс. | 140 тыс. |
Качество бюджетного приема по направлениям подготовки 2016
Средний балл | Всего зачислено на бюджетные места, чел. | |||
Группа направлений | 2016 | 2015 | 2016 | 2015 |
Теория искусств | 85,3 | 83,9 | 159 | 225 |
Востоковедение и африканистика | 85,3 | 83,1 | 471 | 496 |
Международные отношения | 83,4 | 85,5 | 1 113 | 919 |
Журналистика и литературное творчество | 82 | 79,9 | 1 382 | 1 234 |
Лингвистика и иностранные языки | 81,7 | 79,8 | 2 889 | 2 858 |
Политология | 81,2 | 78,6 | 765 | 936 |
Юриспруденция | 80,4 | 79,1 | 5 155 | 6 253 |
Экономика | 79,9 | 77,5 | 6 094 | 7 913 |
Реклама и связи с общественностью | 79,2 | 78,8 | 840 | 879 |
Дизайн | 78,3 | 76,6 | 1 551 | 1 467 |
Издательское дело | 77,5 | 76,9 | 149 | 161 |
Филология | 76,3 | 74 | 2 256 | 2 369 |
История | 75,7 | 75,2 | 1 785 | 1 746 |
Ядерные физика и технологии | 75,7 | 75 | 1 067 | 1 089 |
Бизнес-информатика | 75,5 | 74,9 | 1 103 | 1 668 |
Государственное и муниципальное управление | 74,8 | 73,1 | 1 449 | 1 475 |
Здравоохранение | 74,7 | 74,7 | 24 678 | 24 669 |
Менеджмент | 74,4 | 72,3 | 4 944 | 7 786 |
Архитектура и строительство | 74,3 | 73 | 3 637 | 3 436 |
Философия | 73,8 | 74,5 | 596 | 507 |
Социология | 72,9 | 71,6 | 1 852 | 1 924 |
Информационная безопасность | 72,4 | 71,8 | 4 341 | 4 085 |
Культурология | 72,4 | 73,7 | 469 | 354 |
Физика | 72,2 | 71,6 | 4 802 | 4 971 |
Математика | 71,9 | 70,3 | 9 729 | 9 710 |
Нефтегазовое дело | 71,2 | 72,2 | 2 043 | 2 095 |
Психология | 70 | 69,6 | 2 346 | 2 315 |
Сфера обслуживания | 69,2 | 68,3 | 3 072 | 3 889 |
Библиотеки и архивы | 68,9 | 67,6 | 464 | 478 |
Химия | 68,8 | 69,8 | 2 993 | 2 940 |
Информатика и вычислительная техника | 68,4 | 66,9 | 18 388 | 18 619 |
Охрана памятников | 67,8 | 69,3 | 128 | 116 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 67,6 | 66 | 3 884 | 3 602 |
Педагогическое образование | 67,2 | 65,7 | 20 774 | 21 742 |
Сестринское дело | 66,9 | 61,6 | 142 | 62 |
Химическая и биотехнологии | 66,7 | 66,3 | 7 198 | 7 341 |
Биология | 66,7 | 65,5 | 3 502 | 3 536 |
Приборостроение и оптотехника | 66,6 | 63,7 | 3 108 | 3 454 |
Автоматика и управление | 66,4 | 64,1 | 5 561 | 5 728 |
Религиеведение и теология | 66,4 | 67,7 | 359 | 206 |
Физическая культура | 65,8 | 61,2 | 532 | 915 |
Социальная работа | 65,2 | 63,9 | 2 368 | 2 957 |
Профессиональное обучение | 65,1 | 62,2 | 1 142 | 1 670 |
География | 65 | 64,9 | 2 218 | 2 216 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 64,9 | 64,9 | 1 468 | 1 488 |
Строительство | 64,5 | 63,7 | 12 199 | 13 522 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 64,5 | 63,2 | 8 878 | 9 011 |
Энергетика и энергетическое машиностроение | 64,3 | 63,2 | 10 792 | 11 616 |
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование | 63,2 | 60,5 | 4 937 | 6 335 |
Вооружение | 62,8 | 62,5 | 648 | 705 |
Геология | 62 | 61,5 | 5 374 | 5 541 |
Почвоведение | 61,8 | 61,1 | 281 | 294 |
Управление качеством | 61,1 | 59,3 | 2 546 | 2 795 |
Материалы | 60,7 | 59,5 | 1 736 | 1 811 |
Технологические машины и оборудование | 60,3 | 58,1 | 6 176 | 7 229 |
Геодезия и землеустройство | 60,3 | 59,5 | 2 856 | 3 252 |
Полиграфия и упаковка | 59,9 | 59,2 | 340 | 320 |
Экология | 59,8 | 58,7 | 8 020 | 8 357 |
Машиностроение | 59,1 | 57,2 | 1 799 | 2 152 |
Управление водным транспортом | 57,6 | 56,2 | 1 063 | 1 009 |
Пищевые технологии | 57,3 | 57,2 | 3 262 | 3 316 |
Транспортные средства | 57,2 | 57 | 11 795 | 12 567 |
Технологии легкой промышленности | 56,7 | 56,3 | 771 | 788 |
Морская техника | 55,1 | 54,3 | 1 757 | 1 747 |
Металлургия | 55 | 52,8 | 1 295 | 1 463 |
Лесное дело | 54,5 | 53,5 | 3 140 | 2 963 |
Сельское и рыбное хозяйство | 54,3 | 53,7 | 14 575 | 15 881 |
В 2016 году из 68 укрупненных направлений высшего образования среднее качество бюджетного приема выросло более чем на 1,5 балла (по стране это очень значительный рост) по 23, а упало только по 2 (международные отношения и охрана памятников). Первая группа – это значительная часть инженерных и технологических направлений и информатики. Среди них Авиационная и ракетно-космическая техника, Автоматика и управление, Информатика и вычислительная техника, Металлургия, Технологические машины и оборудование, Управление качеством, а также Математика.
Вторая группа «прибавивших» - это практически все педагогические направления, а также Сестринское дело и Физическая культура
Третья группа – социально-экономические науки. Выросли Экономика, Менеджмент Государственное и муниципальное управление, Политология Четвертая группа – гуманитарные и «коммуникационные» дисциплины: Дизайн, Лингвистика и иностранные языки, Филология, Журналистика
Вузами-лидерами по качеству бюджетного приема (с набором свыше 300 чел.) в этом году стали МГИМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ, МИФИ, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Университет ИТМО, РАНХиГС, МГЛУ.
В топ-25 вузов качество бюджетного приема выросло. Самый значительный рост показали Университет ИТМО, Московский лингвистический университет, НИУ ВШЭ-Москва. Если в 2015 году в стране было всего 2 вуза со средним показателем 90 баллов и выше, то сегодня группа 90+ выросла вдвое: в нее вошли НИУ ВШЭ и Санкт-Петербургский государственный университет.
Топ-25 по качеству бюджетного приема
Средний балл ЕГЭ | Зачислено, чел. | |||||
2016 | 2015 | Рост / падение 2015-2016 | 2016 | 2015 | ||
1 | Московский гос. ин-т международных отношений | 95,4 | 94,7 | 0,7 | 460 | 436 |
2 | Московский физико-технический ин-т | 93,8 | 93,8 | 0 | 910 | 890 |
3 | Национальный исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва | 92,2 | 89,3 | 2,9 | 1963 | 2448 |
4 | Санкт-Петербургский гос. ун-т | 90 | 88,1 | 1,9 | 2003 | 2340 |
5 | Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова | 87,8 | 87,1 | 0,7 | 3678 | 3848 |
6 | Национальный исслед. ядерный ун-т "МИФИ", г. Москва | 87,8 | 86,3 | 1,5 | 542 | 475 |
7 | Национальный исслед. ун-т "Высшая школа экономики", филиал, г. Санкт-Петербург | 87,1 | 84,6 | 2,5 | 500 | 529 |
8 | Университет ИТМО | 86,9 | 82,7 | 4,2 | 1174 | 1122 |
9 | Российская ак. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, г. Москва | 85,8 | 85,6 | 0,2 | 613 | 611 |
10 | Московский гос. лингвистический ун-т | 84,7 | 80,2 | 4,5 | 804 | 763 |
11 | Московский гос. юридический ун-т им. О.Е. Кутафина | 83,5 | 82,6 | 0,9 | 692 | 576 |
12 | Российская таможенная академия, г. Люберцы | 83,1 | 80,4 | 2,7 | 374 | 360 |
13 | Новосибирский национальный исслед. гос. ун-т | 82,7 | 82 | 0,7 | 965 | 943 |
14 | Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова, г. Москва | 82,6 | 82,3 | 0,3 | 878 | 866 |
15 | Первый гос. московский медицинский ун-т им. И.М. Сеченова | 82,5 | 81,8 | 0,7 | 1367 | 1262 |
16 | Финансовый ун-т при Правительстве РФ, г. Москва | 82,4 | 83 | -0,6 | 1298 | 1034 |
17 | Первый Санкт-Петербургский гос. медицинский ун-т им. И.П. Павлова | 82 | 83,2 | -1,2 | 628 | 620 |
18 | Российский национальный исслед. медицинский ун-т им. Н.И. Пирогова, г. Москва | 81,7 | 81,2 | 0,5 | 1352 | 1341 |
19 | Национальный исслед. ун-т "Высшая школа экономики", филиал, г. Нижний Новгород | 81,5 | 79,3 | 2,2 | 366 | 367 |
20 | Санкт-Петербургский гос. педиатрический медицинский ун-т | 81,4 | 81 | 0,4 | 482 | 430 |
21 | Национальный исслед. технологический ун-т "МИСиС", г. Москва | 80,8 | 79,4 | 1,4 | 889 | 954 |
22 | Российский гос. гуманитарный ун-т, г. Москва | 80,6 | 79,6 | 1 | 534 | 593 |
23 | Северо-Западный гос. медицинский ун-т им. И.И.Мечникова, г. Санкт-Петербург | 80,5 | 79,2 | 1,3 | 511 | 513 |
24 | Кубанский гос. медицинский ун-т, г. Краснодар | 79,5 | 77,9 | 1,6 | 422 | 427 |
25 | Казанский гос. медицинский ун-т | 79 | 78,9 | 0,1 | 441 | 446 |
Бюджетный набор: структура по качеству приема отражает позитивные изменения
Группы вузов по среднему баллу | 2016 % | 2015 % | 2016, ед. | 2015, ед. |
вузов с баллами >80 | 7,50% | 6,80% | 32 | 30 |
вузов с баллами от 70 до 80 | 24,20% | 22,70% | 103 | 100 |
вузов с баллами от 56 до 70 | 52,20% | 53,50% | 222 | 236 |
вузов с баллами <56 | 16,00% | 17,00% | 68 | 75 |
всего вузов | 100,00% | 100,00% | 425 | 441 |
Вузы с самым слабым бюджетным приемом (набор свыше 300 чел.), 2016
Средний балл ЕГЭ | Зачислено, чел. | ||||
2016 | 2015 | Рост / падение 2015-2016 | 2016 | 2015 | |
Иркутский гос. ун-т путей сообщения | 55,9 | 56 | -0,1 | 806 | 782 |
Уральский гос. аграрный ун-т, г. Екатеринбург | 55,9 | 57,1 | -1,2 | 326 | 284 |
Омский гос. ун-т путей сообщения | 55,7 | 57 | -1,3 | 597 | 676 |
Ивановский гос. политехнический ун-т | 55,5 | 53,4 | 2,1 | 324 | 411 |
Волгоградский гос. аграрный ун-т | 55,3 | 54,7 | 0,6 | 646 | 789 |
Уральский гос. лесотехнический ун-т, г. Екатеринбург | 55 | 52,2 | 2,8 | 533 | 502 |
Морской гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского | 54,9 | 54,9 | 0 | 580 | 606 |
Самарский гос. ун-т путей сообщения | 54,8 | 54,6 | 0,2 | 669 | 592 |
Нижегородская гос. сельскохозяйственная академия | 54,7 | 54,1 | 0,6 | 436 | 424 |
Рязанский гос. агротехнологический ун-т | 54,7 | 53,2 | 1,5 | 431 | 396 |
Брянская гос. инженерно-технологическая академия | 54,3 | 55,7 | -1,4 | 304 | 273 |
Вятская гос. сельскохозяйственная академия, г. Киров | 54,2 | 55,2 | -1 | 342 | 382 |
Башкирский гос. аграрный ун-т, г. Уфа | 54 | 54,8 | -0,8 | 680 | 794 |
Пермская гос. сельскохозяйственная академия | 54 | 53,6 | 0,4 | 670 | 618 |
Братский гос. ун-т | 54 | 50,1 | 3,9 | 366 | 460 |
Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У.Д. Алиева | 53,9 | 50,5 | 3,4 | 422 | 411 |
Белгородский гос. аграрный ун-т им. В.Я. Горина | 53,9 | 56,8 | -2,9 | 416 | 448 |
Ижевская гос. сельскохозяйственная академия | 53,2 | 54,1 | -0,9 | 472 | 419 |
Новосибирская гос. академия водного транспорта | 53 | 53,8 | -0,8 | 505 | 523 |
Дагестанский гос. технический ун-т, г. Махачкала | 53 | 53,2 | -0,2 | 380 | 614 |
Дагестанский гос. ин-т народного хозяйства, г. Махачкала | 52,9 | 55,5 | -2,6 | 505 | 501 |
Южно-Уральский гос. аграрный ун-т, г. Троицк | 52,7 | 54,5 | -1,8 | 701 | 760 |
Гос. аграрный ун-т Северного Зауралья, г. Тюмень | 52,4 | 52,7 | -0,3 | 449 | 480 |
Московский гос. ун-т леса, г. Мытищи | 52,3 | 53,3 | -1 | 594 | 756 |
Костромская гос. сельскохозяйственная академия | 52,2 | 52,3 | -0,1 | 333 | 385 |
Рыбинский гос. авиационный технический ун-т | 52 | 54,5 | -2,5 | 357 | 333 |
Северо-Кавказский горно-металлургический ин-т | 51,9 | 51,4 | 0,5 | 590 | 667 |
Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и управления | 51,6 | 49,3 | 2,3 | 561 | 663 |
Алтайский гос. аграрный ун-т, г. Барнаул | 51,6 | 51,2 | 0,4 | 561 | 433 |
Дагестанский гос. педагогический ун-т, г. Махачкала | 51,5 | 52,6 | -1,1 | 738 | 476 |
Волжская гос. академия водного транспорта | 51,4 | 53,2 | -1,8 | 460 | 504 |
Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н.И. Вавилова | 51 | 49,9 | 1,1 | 735 | 732 |
Омский гос. аграрный ун-т | 50,5 | 49,3 | 1,2 | 670 | 877 |
Майкопский гос. технологический ун-т | 50,3 | 56,5 | -6,2 | 399 | 422 |
Красноярский гос. аграрный ун-т | 50,1 | 51,7 | -1,6 | 644 | 579 |
Мичуринский гос. аграрный ун-т | 49,8 | 49,9 | -0,1 | 420 | 422 |
Дальневосточный гос. тех. рыбохозяйственный ун-т | 49,8 | 45,5 | 4,3 | 370 | 460 |
Кабардино-Балкарский гос. аграрный ун-т | 49,5 | 47 | 2,5 | 429 | 555 |
Иркутская гос. сельскохозяйственная академия | 49,1 | 48,4 | 0,7 | 347 | 347 |
Чувашская гос. сельскохозяйственная академия | 48,9 | 50,9 | -2 | 328 | 317 |
Дальневосточный гос. аграрный ун-т | 48 | 48,4 | -0,4 | 419 | 466 |
Бурятская гос. сельскохозяйственная академия | 47,7 | 49,4 | -1,7 | 430 | 449 |
Чеченский гос. ун-т | 47 | 47,1 | -0,1 | 1836 | 1690 |
Приморская гос. сельскохозяйственная академия | 45,7 | 45,3 | 0,4 | 335 | 339 |
Горский гос. аграрный ун-т, г. Владикавказ | 45,3 | 45,9 | -0,6 | 370 | 448 |
Грозненский гос. нефтяной технический ун-т | 42,1 | 41,6 | 0,5 | 784 | 806 |
Что касается направлений подготовки, то по большинству складывается четкий тренд (1): у вузов-лидеров средний балл растет, а аутсайдеров падает, то есть между ними увеличивается разрыв. Такая динамика («слабые вузы опускаются еще ниже — сильные растут») наблюдается по большинству инженерных и технологических направлений (автоматика и управление; архитектура и строительство; геодезия; информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; материаловедение; машиностроение; приборостроение и оптотехника; технологические машины и оборудование; транспортные средства; экология; электронная техника и радиотехника; энергетика и энергетическое машиностроение), а также естественнонаучных направлений классических университетов (биология, география, математика, физика, химия).
Это отражает сочетание двух факторов: осознаваемый в обществе рост востребованности инженеров и специалистов в области естественных наук – и опережающий потребность рост бюджетных мест на эти специальности. В результате сильные абитуриенты выбирают вузы, которые могут обеспечить им наиболее качественное образование (в том числе даже на платных местах). А избыточные бюджетные места в вузах с меньшей репутацией занимают школьные троечники.
В противоположность этому, направления, где бюджетный прием стабилизирован или даже снижается относительно потребности (на таких социально-экономических, гуманитарных направлениях и в здравоохранении) демонстрируют неизменный или повышающийся средний балл по всему спектру качества вузов. Как правило, именно на этих направлениях вузы имеют самый значительный платный прием, поглощающий спрос абитуриентов с низким и средним уровнем ЕГЭ.
Самые серьезные изменения произошли в структуре набора на педагогические специальности: по сравнению в 2015 г., здесь существенно выросла доля абитуриентов, зачисленных с баллами выше 70. Если в 2015 г. таких было 36% (среди 20 тыс. человек, принятых на бюджетные места), то в 2016 г. их уже 46%; доля же слабых студентов с баллами ниже 56 зеркально сократилась: с 19% в 2015 г. до 15% в 2016 г. Аналогичная картина по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию: в 2015 г. доля зачисленных с баллами выше 70 составляла 18,7, а в 2016 г. – 24,3; доля зачисленных с баллами ниже 56 в 2015 г. достигала третьей части всего набора – 33,5% и сократилась в 2016 г. до 25,8%.
Положение в группе
Важную роль играет положение вуза в группах по направлениям подготовки. Ведь большинство студентов выбирает определенное направление, и уже в его рамках выбирает вуз. В этом отношении группа лидеров сохраняется в основном такой же, как и в общем рейтинге. МГИМО и МФТИ входят в тройку лидеров абсолютно по всем направлениям, на которые они вели набор. НИУ ВШЭ имеет только одно направление, где он занял 4 место.
А лидерами по числу направлений подготовки, где они занимают 1-3 места, в 2016 году – стали: СПбГУ (лидирует по 28 направлениям), МГУ (по 18 направлениям), НИУ ВШЭ (по 22 направлениям), МГИМО и Университет ИТМО (каждый лидирует по 10 направлениям).
Вузы-лидеры по направлениям подготовки (бюджетный прием), 2016
1-е место | 2-е место | 3-е место | Всего 1-3 мест | ||
1. | Санкт-Петербургский гос. ун-т | 1. Биология | 1.Бизнес-информатика | 1. Гос. и муниц. управление | 28 |
2. Здравоохранение | 2. География | 2. Международные отношения | |||
3. Информатика и вычислительная техника | 3. Геология | 3. Политология | |||
4. История | 4.Журналистика и литературное творчество | 4. Реклама и связи с общественностью | |||
5. Культурология | 5.Лингвистика и иностранные языки | 5. Филология | |||
6. Охрана памятников | 6. Материалы | ||||
7. Религиеведение и теология | 7. Менеджмент | ||||
8. Социальная работа | 8. Почвоведение | ||||
9. Философия | 9. Психология | ||||
10. Химия | 10. Сфера обслуживания | ||||
11. Теория искусств | |||||
12. Экология | |||||
13. Юриспруденция | |||||
2. | Нац. иссл. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва | 1. Бизнес-информатика | 1. Культурология | 1. Журналистика и литературное творчество | 22 |
2. Востоковедение и африканистика | 2. Математика | 2. История | |||
3. Гос. и муниц. управление | 3. Политология | 3. Юриспруденция | |||
4. Дизайн | 4. Реклама и связи с общественностью | ||||
5. Информационная безопасность | 5. Социология | ||||
6. Лингвистика и иностранные языки | 6. Философия | ||||
7. Международные отношения | 7. Электронная техника, радиотехника и связь | ||||
8. Менеджмент | |||||
9. Психология | |||||
10. Теория искусств | |||||
11. Филология | |||||
12. Экономика | |||||
3. | Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова | 1. География | 1. Биология | 1. Востоковедение и африканистика | 18 |
2. Геология | 2. Здравоохранение | 2. Лингвистика и иностр. языки | |||
3. Материалы | 3. История | 3. Менеджмент | |||
4. Почвоведение | 4. Психология | ||||
5. Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование | 5. Религиеведение и теология | ||||
6. Химическая и биотехнологии | 6. Теория искусств | ||||
7. Философия | |||||
8. Химия | |||||
9. Экология | |||||
4. | Московский гос. институт международных отношений | 1. Журналистика и литературное творчество | 1. Государственное и муниципальное управление | 10 | |
2. Политология | 2. Международные отношения | ||||
3. Реклама и связи с общественностью | 3. Экономика | ||||
4. Социология | |||||
5. Сфера обслуживания | |||||
6. Экология | |||||
7. Юриспруденция | |||||
5. | Санкт-Петербургский нац. иссл. ун-т информационных технологий, механики и оптики | 1. Авиационная и ракетно-космическая техника | 1. Автоматика и управление | 1. Информационная безопасность | 10 |
2. Математика | 2. Информатика и вычислительная техника | 2. Пищевые технологии | |||
3. Профессиональное обучение | 3. Приборостроение и оптотехника | 3. Ядерные физика и технологии | |||
4. Электронная техника, радиотехника и связь | |||||
6. | Нац. минерально-сырьевой ун-т "Горный", г. Санкт-Петербург | 1. Металлургия | 1. Геодезия и землеустройство | 1. Энергетика и энергетическое машиностроение | 7 |
2. Нефтегазовое дело | 2. Машиностроение | ||||
3. Строительство | 3. Химическая и биотехнологии | ||||
7. | Санкт-Петербургский гос. ун-т промышленных технологий и дизайна | 1. Дизайн | 1. Прикладное искусство (живопись, скульптура) | 1. Информатика и вычислительная техника | 6 |
2. Прикладное искусство (оформление) | 2. Технологии легкой промышленности | 2. Полиграфия и упаковка | |||
8. | Московский гос. технический ун-т им. Н.Э. Баумана | 1. Вооружение | 1. Авиационная и ракетно-космическая техника | 5 | |
2. Транспортные средства | 2. Энергетика и энергетическое машиностроение | ||||
3. Ядерные физика и технологии | |||||
9. | Московский гос. ун-т печати им. Ивана Федорова | 1. Издательское дело | 1. Технологические машины и оборудование | 5 | |
2. Полиграфия и упаковка | |||||
3. Прикладное искусство (живопись, скульптура) | |||||
4. Управление качеством | |||||
10. | Нац. иссл. технологический ун-т "МИСиС", г. Москва | 1. Энергетика и энергетическое машиностроение | 1. Металлургия | 1. Геология | 5 |
2. Транспортные средства | 2. Электронная техника, радиотехника и связь | ||||
11. | Нац. иссл. ядерный ун-т "МИФИ", г. Москва | 1. Автоматика и управление | 1. Материалы | 5 | |
2. Приборостроение и оптотехника | 2. Физика | ||||
3. Ядерные физика и технологии | |||||
12. | Московский физико-технический | 1. Физика | 1. Информационная безопасность | 1. Автоматика и управление | 4 |
институт | 2. Математика | ||||
13. | Нац. иссл. Томский гос. ун-т | 1. Авиационные системы (эксплуатации) | 1. Издательское дело | 4 | |
2. Прикладное искусство (музыка) | 2. Охрана памятников |
Результаты реорганизации вузов в 2015-2016 гг.
Из 18 реорганизованных вузов Москвы и Санкт-Петербурга улучшить качество приема удалось обеспечить во всех случаях, за единственным исключением. Этим исключением выступает Московский государственный университет дизайна и технологии, к которому были присоединены два вуза совершенно разнородного профиля («классическая» Академия Маймонида и университет пищевых технологий). В остальных случаях объединялись вузы близкого профиля, и это дало позитивный эффект: вузы смогли укрупнить образовательные программы, выбрать лучших преподавателей. Такой эффект есть и в случае экономического вуза (РЭУ им. Плеханова смог сохранить качество приема при присоединении заведомо более слабого МЭСИ), и в случае Машиностроительного университета и Технологического университета.* * *
Вузами-лидерами по качеству платного приема в этом году стали МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ. При этом в группе ведущих вузов преобладает тенденция роста качества приема на платное, хотя есть заметные исключения.
Топ-5 по качеству платного приема
Ср. балл ЕГЭ | Зачислено на платные места, чел. | Средневзвешенная стоимость по вузу, руб. в год | |
Московский физико-технический ин-т | 83,6 | 105 | 200 000 |
Московский гос. ин-т международных отношений | 82,7 | 742 | 478 012 |
Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва | 80,9 | 3085 | 338 916 |
Санкт-Петербургский гос. ун-т | 79 | 984 | 232 126 |
Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", филиал, СПб | 76,2 | 691 | 214 544 |
Топ-5 по количеству зачисленных на платные места
Ср. балл ЕГЭ | Зачислено на платные места, чел. | Средневзвешенная стоимость по вузу, руб. в год | |
Казанский (Приволжский) федеральный ун-т | 66,1 | 3357 | 87 682 |
Нац.й исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва | 80,9 | 3085 | 338 916 |
Российский ун-т дружбы народов, г. Москва | 62,7 | 2385 | 228 852 |
Российская ак. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, г. Москва | 65,3 | 2343 | 286 322 |
Московский гос. ун-т путей сообщения | 56,4 | 1952 | 164 882 |
Топ-5 по средней стоимости обучения
Ср. балл ЕГЭ | Зачислено на платные места, чел. | Средневзвешенная стоимость по вузу, руб. в год | |
Московский гос. ин-т международных отношений | 82,7 | 742 | 478 012 |
Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова | 75,9 | 1606 | 339 580 |
Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", г. Москва | 80,9 | 3085 | 338 916 |
Финансовый ун-т при Правительстве РФ, г. Москва | 69 | 1084 | 316 849 |
Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва | 75,3 | 355 | 295 183 |
При этом подавляющее большинство вузов в этом году отказалось от повышения цен.
В платном приеме можно выделить четыре модели изменений:
- Повышение качества приема при сокращении числа поступающих. Среди показательных примеров вузов с такими результатами можно выделить Университет ИТМО (балл повысился с 64,0 до 74,2 баллов, контингент сократился на 44%), МГМУ им. Сеченова (балл повысился с 68,2 до 70,2 баллов, контингент сократился вдвое), НИЯУ МИФИ (балл повысился с 76 до 77,4, контингент сократился на 77%), и др.
- Повышение качества приема при сохранении или увеличении числа поступающих. Такая модель у МГПУ (балл повысился с 65,4 до 68,2, контингент увеличился на 55%), Томского политехнического (балл повысился с 62,8 до 65,5, контингент вырос на 25%, НИУ ВШЭ – балл вырос на 2, прием на 50%).
- Снижение качества приема при увеличении числа поступающих. Примеры такой модели: РАНХиГС (число поступающих выросло на 48%, балл упал с 68,6 до 65,3), Московский гос. юридический ун-т им. О.Е. Кутафина (число поступающих выросло на 58%, балл упал с 70,2 до 67,2), Оренбургский гос. медицинский ун-т (число поступающих выросло на 44%, балл упал 57,5 до 54,1).
- Снижение качества приема при сокращении набора. Таких вузов немного, в качестве примера можно привести Уральский университет путей сообщения (сокращение приема на 15% и снижение балла с 58,1 до 52,9).